Комплексная автоматизация предприятий
(342) 222 44 44

ГлавнаяКомпанияСтатьиБиллинг на границе старого и нового
1Апреля2000

Биллинг на границе старого и нового

Биллинг на границе старого и нового

сновной предмет биллинга — это учет продаж телекоммуникационных услуг и сопутствующих материальных ресурсов, а системы уровня ERP управляют всеми материальными, финансовыми, людскими и интеллектуальными потоками на предприятии. В отличие от классического бизнеса, основанного на любой из известных моделей продаж, операторский бизнес базируется на миллионах транзакций с клиентом, требующих персонального учета параметров. Ни одна классическая бухгалтерская система не в состоянии переварить такой поток расчетных операций.


Общая функциональная схема биллинговой системы

«На наш взгляд, искусство разработки состоит и в том, чтобы правильно определить границы системы, — подчеркивает Дич. — Чересчур громоздкая система может рухнуть и похоронить разработчика под своими обломками».

Его мысль поддерживает Александр Цыганков из МКС, внедрившей собственную систему биллинга. По его словам, «основное предназначение биллинговой системы — расчет и управленческий анализ. Изобретать велосипед для финансового учета и прогнозирования доходов не нужно, так как эта задача решается стандартными средствами ERP-систем».

Значит, где-то должна проходить граница между ERP-системами и биллингом, и в идеале эти два важнейших механизма обеспечения жизнедеятельности предприятия должны быть связаны стандартными программными шлюзами. В действительности это пока не так. Общие подходы к интеграции биллинговых и ERP-систем, как считают специалисты, сейчас отсутствуют. И, к сожалению, решение проблемы лежит не только в плоскости использования индустриальных стандартов при разработке ПО.

Значительная часть информационных систем в телекоммуникациях базируется на технологиях 70-80-х, которые были созданы для регулируемого, жестко структурированного и стабильного рынка. Замкнутые унаследованные системы в традиционной телефонии обычно плохо взаимодействуют друг с другом. Одно из главных препятствий на пути к автоматизированным системам нового типа состоит в необходимости интегрировать в информационный комплекс унаследованные системы, ориентированные на определенного поставщика, с решениями, ориентированными на потребителя и использующими открытые стандарты и архитектуры.

Проблема интеграции внедряемых АСР с наследуемыми информационными системами столь многогранна, что заслуживает отдельного исследования. Судя по всему, решение для нее не найдено даже в мировых масштабах. Так, компания Vodaphone Air Touch, один из крупнейших сотовых операторов мира, запускает новую биллинговую систему Unibill. По заявлению руководства компании, отказ от объединения и последующей «доводки» двух существующих на сегодняшний день систем (Vodabill для аналоговой и Eurobill для цифровой сети) в пользу разработки системы «с нуля» объясняется принципиально новыми требованиями к качеству платежных систем нового поколения. Место «малоуправляемой паутины взаимосвязанных приложений» заняла единая масштабируемая система, полностью удовлетворяющая растущим потребностям бизнеса.

По масштабам работ задача интеграции АСР с унаследованным ПО приравнивается к самостоятельному проекту. Итоговая стоимость внедрения биллинговой системы, как правило, складывается из цены на лицензию на АСР, расходов на техническое задание заказчика и доработку системы под данный проект и стоимости внедренческих работ. В результате и без того немалые затраты на приобретение системы возрастают порой в несколько раз. Возможно, именно поэтому огромный пласт потенциальных заказчиков биллинга в нашей стране пытается выкрутиться из затруднительного положения своими силами.

Пример компании «МТУ-Информ», ведущего коммерческого оператора связи в России, совершившего выбор в пользу построения собственной уникальной биллинговой платформы, выглядит весьма убедительно. Дело в том, что, казалось бы, чем крупнее оператор и сложнее информационная структура поддерживаемых бизнес-процессов, тем больше вероятность того, что компания обратится за помощью к профессиональным разработчикам, имеющим разносторонний внедренческий опыт и знающим толк в интеграции. Об этом говорит десятилетняя история автоматизации российского бизнеса. Наивно предполагать, что отрасль телекоммуникаций отстала от жизни. Выходит, свою роль здесь играет здравый прагматизм в оценке ситуации и умение выбирать из двух зол меньшее.

 
Автор: Игорь Елисеев. По матреалам «Computerworld Россия», № 412000.
все клиенты »