Комплексная автоматизация предприятий
(342) 222 44 44

ГлавнаяКомпанияСтатьиБиллинг в бизнесе телекоммуникаций
1Января2000

Биллинг в бизнесе телекоммуникаций

Биллинг в бизнесе телекоммуникаций

Десятилетиями операторы вели свою деятельность и не задумывались над тем, где у них биллинг. Дескать, есть где-то в машинном зале одинокий компьютер, который обслуживают пара-тройка людей в белых халатах, поднося ему магнитную ленту и собирая распечатки счетов. Но грянула революция технологий, появились Internet, сотовая телефония, и про биллинг вспомнили. Вспомнили и решили, что нужно что-то менять или строить заново, поскольку компьютер с магнитной лентой устарел и уже не может обсчитывать будущие доходы от услуг со скоростью их продаж. Спрос родил предложение, и предложение неузнаваемо изменило привычный облик биллинга. Теперь он не только считает звонки и байты информации, но и может, как говорят, «начислять зарплату дворникам, работающим в штате оператора». Есть свои биллинговые системы в некоторых коммунальных службах, никоим образом не связанных с телекомом. Перебор? Возможно, но на каждую тенденцию всегда есть свои причины.

Что лучше — выбрать биллинговую систему из немалого перечня присутствующих на рынке тиражируемых продуктов или создать «с нуля» собственную? С такой дилеммой сталкиваются все операторы. Причем иногда — многократно в течение своей деятельности. Происходит это оттого, что биллинг отражает в себе уровень зрелости его бизнеса. Мерой зрелости могут выступать как количество абонентов и формируемый ими платный трафик, так и инновационность предлагаемых услуг и качество работы с клиентами.

Операторский бизнес — отрасль очень динамичная. Новые услуги, особенно в области Internet, электронной и мобильной коммерции, стремительно завоевывают рынки, перераспределяя доходы операторов. Продажа новых услуг почти всегда сопряжена с пересмотром политики бизнеса, изменением организационной и информационной структуры компании, внедрением новых бизнес-моделей и разработкой соответствующих приложений.

Вместе с тем ядро информационной бизнес-системы обязано оставаться неизменным, поскольку на него завязаны остальные компоненты управления телекоммуникационным предприятием, такие как модули управления сетевым оборудованием и серверами услуг, бухгалтерия и учет, бизнес-аналитика и маркетинг, взаимоотношения с заказчиками и партнерами-поставщиками. Если эти компоненты являются разрозненными островками автоматизации в пределах отдельных подразделений, то замена биллинговой платформы вряд ли серьезно повлияет на работоспособность всего предприятия. Она сохранится на прежней отметке, эффективность операторского бизнеса останется низкой, и речь о значительном расширении деятельности и росте клиентской базы, очевидно, будет вести бесполезно.


Биллинг «базовый» и биллинг «большой»

Для продуктов базового уровня характерно отсутствие таких черт, как широкая адаптивность, масштабируемость и интегрируемость. Было бы некорректно отказать в праве на существование системам подобного класса. Они занимают определенную нишу там, где спрос на сложные телекоммуникационные услуги только начинает развиваться. В нашей стране много регионов, где действуют местные сотовые компании, операторы телефонной связи и провайдеры Internet. Рынок различных услуг связи там существует, но сколько-нибудь заметных скачков спроса не ожидают в силу глубинных причин социально-экономического характера. Осознавая этот факт, некоторые разработчики тиражируемых АСР изначально сориентировались на региональные рынки, будучи уверенными в том, что их недорогие и простые во внедрении и эксплуатации продукты будут востребованы заказчиками. Плюс ко всему разработчики не выпускают из виду потребности заказчиков в корпоративном биллинге, характеризующемся малыми нагрузками на сервер, но достаточно широким диапазоном тарифицируемых услуг. Типичными представителями этого класса систем можно назвать, например, продукты Tizona, T-Bil и «Барсум».

Предметом настоящего обзора будет область так называемых больших биллинговых систем, применяемых крупными операторами, сосредоточенными преимущественно в Москве и некоторых региональных центрах. На фоне жесткой конкуренции между провайдерами услуг здесь наблюдается стремительный рост клиентского спроса. Наиболее заметным это явление стало на сотовом рынке Москвы (до 100 тыс. новых подписчиков ежемесячно), но имеет место и в секторе провайдеров Internet, абонентская база которых порой уже превышает 100 тыс. пользователей. Как отмечает директор центра разработок компании «Форс-Холдинг» Виталий Ляшков, в настоящее время ситуация в секторе АСР напоминает состояние дел в банковском секторе несколько лет назад, когда системы базового уровня не смогли помочь в решении новых проблем, вставших перед крупными банками.

Стараясь адекватно оценить потребности и возможности наших операторов, разработчики тиражируемых систем пытаются предложить решения, максимально масштабируемые в ценовом и функциональном отношении. Модульный принцип архитектуры АСР, нормативно закрепленный в Общих технических требованиях к АСР, как раз и подходит для этой цели. Ряд компаний-разработчиков, в частности, Protek, «Софт-Про» и «Петер-Сервис», стремятся выпускать не только биллинговую систему в классическом смысле, но и полный комплект прикладных программ для поддержки всех аспектов деятельности крупного оператора. Грамотный и настойчивый маркетинг постепенно делает свое дело, и, как утверждают производители, крупные операторы все больше склоняются к тиражируемым решениям. Эта тенденция особенно проявляется на зарубежных рынках, куда устремились российские компании, предлагающие решения, поддерживающие различные языки, национальные валюты и действующие налоговые законодательства, отвечающие рекомендациям МСЭ и других международных организаций, стандартизирующих компоненты архитектуры операторских сетей.

Разумеется, продукты такого класса умеют обсчитывать и телефонные вызовы, и Internet-соединения, и интеллектуальные услуги с добавленной стоимостью. Однако конечная сумма затрат при их инсталляции может достигать сотен тысяч долларов. И это неудивительно, так как подобные решения относятся скорее к категории ERP-систем. Насущная задача разработчиков биллинга — доказать операторам, что качественные характеристики тиражируемых продуктов будут ничуть не хуже их собственных разработок, а внешняя техническая поддержка обойдется дешевле, чем содержание штата программистов.


Важнейшие критерии «большого биллинга»

С точки зрения независимых производителей, два важнейших критерия, на которые должны обращать внимание операторы при выборе АСР, это масштабируемость по нагрузке и надежность. Программная часть комплекса АСР при увеличении нагрузки не должна требовать переделок и доработок. Увеличение вычислительных мощностей может достигаться через соответствующую модернизацию аппаратной части, например, добавлением задействованных процессоров на сервере или расширением дискового пространства.


  Общая функциональная схема биллинговой системы

Масштабируемость и надежность на самом деле являются ключевыми параметрами больших биллинговых систем, которые предназначены для массового обслуживания клиентов в режиме «горячего биллинга». Все транзакции с базой данных, содержащей учетные записи клиентов, должны производиться в оперативном режиме, учитывающем периоды резкого всплеска активности в часы пик и эволюционное увеличение трафика.

В силу этого внедрение новой биллинговой системы крупного оператора предполагает решение нескольких задач, в том числе проведение нагрузочного тестирования аппаратно-программного комплекса, функционального тестирования биллинга, прозрачную миграцию данных и обучение персонала. Нагрузочное тестирование может выполняться в несколько этапов, по результатам каждого из которых формируются новые требования к АСР. Примером методики внедрения новой платформы может служить столичный сотовый оператор «Вымпелком», осуществляющий в настоящее время переход на АСР Flagship компании Protek.

Аппаратной платформой, на базе которой в «Вымпелкоме» разворачивается эта система, является сервер масштаба предприятия Sun UltraEnterprise 10000. Заказчик воспользовался инициативой Sun Microsystems, суть которой в постепенном наращивании вычислительной мощности сервера путем активации дополнительных процессоров, заранее включенных в конфигурацию системы. При этом оплачивается только задействованная часть аппаратных ресурсов. Таким образом, вопрос масштабируемой нагрузки на биллинговую систему здесь решается и на программном, и на аппаратном уровне. Как утверждают исполнители проекта, возможности создаваемого комплекса таковы, что он вполне способен стать основой для построения центра данных «Вымпелкома», информационная инфраструктура которого включает более 50 приложений, работающих на разных платформах.

Не менее существенным фактором выбора биллинговой системы является ее гибкость. Обеспечить гибкость можно за счет таких качеств системы, как настраиваемость, модульность и открытость. И если модульность и настраиваемость относятся к видимым признакам системы и потому оцениваются довольно однозначно, то открытость часто истолковывается по-разному.

Производители «больших» АСР внушают потенциальным заказчикам, что обращать внимание следует не столько на заявленную функциональность, сколько на технологии, применяемые при разработке. В «Форс-Холдинг» полагают, что открытость системы определяется использованием на стадии разработки стандартных CASE-средств, позволяющих строить модель системы и автоматически выполнять документирование проекта. В этом случае модель системы и документация будут носить согласованный характер. Открытость в таком понимании подразумевает также передачу разработчиком модели системы и ее исходного кода специалистам оператора, а также ознакомление этих специалистов со структурой базы данных и устройством системы.

В компании «Сервокомп», разработавшей биллинговую систему «Абсолют», под открытостью понимают универсальность подхода к обработке потоков данных разнородного трафика и универсальность протоколов взаимодействия между программными модулями системы.

Процесс внедрения биллинговой системы оператора почти всегда сопровождается выполнением глобального проекта по созданию или реинжинирингу информационной системы управления предприятием. Современные решения биллинга, вероятно, учли многотрудный опыт внедрения биллинговых систем «с нуля». Поэтому сейчас в них закладывается необходимая функциональность для обеспечения технологических процессов производственной деятельности телекоммуникационной фирмы. Как отметили в компании «Открытые технологии», осуществившей поставку суперсервера Sun «Вымпелкому» под нужды биллинга, «заказчики рассчитывают на то, что их бизнес-процессы будут поддерживаться минимальным числом прикладных систем, поэтому в реальности биллинговая система выходит за рамки автоматизации определенных бухгалтерских задач и становится своеобразной АСУ ТП оператора». Дополнительные функциональные модули, в сущности, оптимизируют биллинговую платформу под ту или иную деятельность оператора.

Отдельной сферой межоператорских расчетов является роуминг абонентов в сотовых сетях. Однако в этом случае задействуются специфические механизмы, основанные на формировании, передаче и обработке файлов данных стандартного типа (TAP-файлы). Этот механизм регламентируется технологическими стандартами.


Автор: Игорь Елисеев. По матреалам «Computerworld Россия», № 41, 2000.

все клиенты »